Подбор материалов экскурсии "Тепло матулькиной хаты"
Мой родны кут, як ты мне мілы!
Забыць цябе не маю сілы!
Не раз, утомлены дарогай,
Жыццём вясны мае ўбогай,
К табе я ў думках залятаю
І там душою спачываю.
 
ЗЕМЛЯ
 
Сейчас осень, земля отдаёт свои последние дары и готовится к отдыху. 14 октября в христианстве День покрова Богородицы, в народной культуре – земля засыпает, природа её запечатывает и до весны землю уже  не беспокоят.
Раньше в это время начинался отдых и человека от тяжелого физического труда. Время духовной работы и поста, поминовения предков, время свадеб и ремесла.
По народным поверьям уже прошелся по полям с проверкой Житень, дух осени и урожая, маленький худой человечек с тремя глазами и копной на голове. Где нашел много не убранных колосьев, связал в сноп и отнес тому, чье поле убрано начисто, там и в следующем году будет урожай.
 
Главным богатством для человека был хлеб. Его создание от зерна, брошенного в пашню, до пахнущего румяного каравая на льняном рушнике всегда было сакральным. А родила зерно, посеянное мужчиной земля каким-то непостижимым образом. Принимала роды, жала ржаной колос женщина. Молол муку мужчина, а пекла хлеб женщина. И именно хлебом с солью на тканом рушнике встречала хозяйка гостей.
В хлеб вложена энергия земли и неба, дождя и ветра, тепло сильных мужских рук и заботливых женских.
Хлеб в паре с солью, которая усиливает вкус и раскрывает суть самой пищи.
 
Нас встречает в полном спокойствие хутор.
 У белорусов за порядком в лесу наблюдает Гаёвый дед, или Гаюн, который охраняет красоту нетронутых мест и следит за лесорубами. Деревья для строительства хаты не заготавливали без разрешения Гаёвого деда. Срубленное без его разрешения дерево не было долговечным и прочным. Для этого Гаевику оставляли в лесу гостинец со словами: «Принес еды Гаёвому деду. Или сам съешь, или внучкам отдай». Внучки Гаёвого деда – Гаёвки – молодые, игривые девушки. Они любят все живое. И лось, и маленькая птичка, если заболеют или поранятся, обращаются к Гаёвкам за помощью, потому что знают: они залечат раны, выходят их.
 
КОЛОДЕЦ
 
Мы подошли к колодцу, основному источнику питьевой воды.
Строительство начинали с определения места. Например, клали дощечку на землю, и если на ней появились капельки «слёзы земли», то копали там колодец.
Был еще и древний способ – по библейской легенде пророк Моисей проткнул жезлом скалу и оттуда хлынул поток воды.
Видно с тех пор и стали искать воду с помощью V-образного прутика. В нужном месте веточка дрожала и клонилась к земле. Правда, в средние века это считалось колдовством.
А Древнем Риме ложились на землю и смотрели по сторонам – где шли испарения, там и нужно было копать колодец.
Все мы знаем пословицу «не плюй в колодец- воды напиться придется», не выливали назад и воду, а когда молодая после свадьбы входила в дом жениха, одним из способов посвящения в семью было – набрать воды из колодца.
 Над неглубоким колодцем ставили конструкцию, напоминающую длинноногого журавля. Так он и назывался. «журавель». Если посмотреть на небо, то именно здесь проходят пути перелетных птиц, и осенью по небу тянется клин журавлей.
В представлениях наших предков эта священная птица каждый год она улетает на край света – к предкам, а весной приносит вести с далекого краю. Люди верили, что в журавлей перевоплощаются души людей.
Поэтому  в сказках журавль  помогает человеку, даря ему волшебные жернова и чароуные торбачки, а на коляды становится одним из действующих лиц как символ достатка и благополучия.
 
ДОМ
 
Деревенский дом – это целый мир в миниатюре. Главное место занимал дом. Основным материалом – дерево.
Отношение к дереву было как живому существу. Поэтому перед рубкой снимали шапку, кланялись, молились и объясняли причину. Старые деревья не рубили – исполины должны сами дожить свой век, а молодняку давали подрасти, не рубили и деревья, посаженные человеком.
Строительство, а точнее рубку начинали с определения места для дома.
Например клали камушки по углам будущего дома на ночь, если за ночь не сдвинулись – начинали строительство, только обязательно на месяц «маладзик» и в мужской день «вторник-четверг».
На это место ставили кувшин и опускали туда паука. Если паук за ночь сплетал паутину, то тут можно было строить дом
Основной инструмент – топор. Именно он при ударе дерева запечатывает поры и в них не попадает гниль, благодаря этому дерево дольше сохраняется.
Нижний венец дома чаще всего делали из дуба, верхние из сосны.
Между первым и вторым  венцом сруба клали кусочек хлеба, подчеркивая, что хлеб - всему основа. Торец крыши всегда закрывал конек или скрещенные рога – символ козы
 
Чаще всего дом состоял из жилого помещения, сетей, где чаще всего занимались ремеслом, и неотапливаемых клетей, где хранили продукты.
Раньше считалось, что белорусские дети рождаются с особыми задатками к плотничеству.
 
 
КРЫНИЧКА
 
Вода, бьющая из-под земли, всегда считалась даром Божьим. В народе еще родники называют крыницы, живуны (источники жизни), «прощаны» – говорят, что если попросить у воды прощения, она становится целебной. Траву же считали вокруг крыницы чудодейственной.
Этой крынице уже около ста лет и она освещена католическим священником костела св. Алексея в Ивенце
 
Пап’еш тут вадзіцы і хочаш яшчэ,
І хораша, цёпла і весела з ёй,
З цудоўнай крынічкай, гаючай вадой.
 
Няма смачнейшай вадицы, як з роднай крыницы.
Человек считал это место святым – в ней не стирали, воду назад не выливали, а за исцелением ходили ранним утром еще до восхода, пока птичка не прилетела – вода считалась «нетронутой».
По поверьям с появлением родника или строительством колодца зажигалась звезда на небе. Крыниц в Беларуси очень много и много о них легенд, и как говорили у нас
«И у кожная сасна сваяму бору песни пяе».
 
ЛЕГЕНДА
 
Давным давно жили сын и отец. Отец был лесником и воспитывал мальчика один, а сын уже 17 годам стал отличным лесником. Однажды отправился на охоту и и среди кустов заметил лося с большими рогами, стал целится и вдруг слышит голос лося: «Не убивай меня.» У юноши от неожиданности и лук из руки выпал.
А лось за это пообещал счастья и долгих лет. Стукнул об землю копытом и с того места забила крыничка. А напоследок сказал «Выпей и каждый глоток будет для тебя новым месяцем жизни. Только показывай эту крыничку добрым людям, у которых чистое сердце.» Молодой человек женился, вырастил детей и прожил долгую счастливую жизнь.
Крыницы дарили не только исцеление, но и дарили покой на душе. В благодарность человек стал строить рядом храмы, часовни.
 
КЛЁН
 
Клён садили возле пасек, потому что одно дерево может давать до 10 килограммов меда, возле дома за его спокойную, мягкую энергию, дарящую тихую радость. Для женщин это всегда был символ сильного, доброго мужчины, два посаженных с южной стороны дома носили названия «жених» и «невеста», а сегодня для нас – это яркий, светлый символ осени.
Для хозяина это был отличный материл в столярном деле, срезы клена получаются чёткие, гладкие, чистые. Из клена получается красивая резная посуда и музыкальные инструменты.
 
ПОСТРЙКИ
 
Планировка двора решала не только задачи удобства, но и охраны.
В веночном дворе расстояние между жилыми и хозяйственными постройками закрывались забором из брёвен.
В гумне хранился в снопах урожай, баня стояла подальше от дома и поближе к воде. 
На Скоковой горе постройки в виде буквы г, на границе участка поближе к краю горы, чтобы было как можно больше пахотной земли.
 
Обувь делали и из дерева, из тросника, и из соломы, и из ткани, но идеальна для этого натуральная кожа.
 
ПРИТЧА ПРО СОХУ
 
Дом всегда для человека был освоенным пространством, а мир – нет. Поэтому летом это пространство увеличивалось, а зимой сокращалось до стен дома. С давних времен белорусы называли свой дом “дзядзінцам” (место, основанное дзядами).
Строли хату-пятистенку. Четыре стены образовывали прямоугольник, а пятая, поперечная, делила дом на две половины. Нижний венец сруба (“падваліну”) раньше укладывали непосредственно на землю, позже – на камни или фундамент. Двухскатную крышу чаще всего покрывали соломой, а после – тонкими дощечками (“дранкамі”).
Дарага та хатка, дзе нарадзила матка.
Внешним пространством (стены домов, изгороди) занимался мужчина, а внутренним миром (самим домом, телом человека) женщина. Дерево обрабатывал мужчина, а женщина создавала ткани. Т.е. мужчина создаёт внешнюю жизнь семтьи, а женщина внутреннею.
 
КАЛИ ЛАСКА В НАШУ ХАТУ (ПРОХОДИТЕ В ДОМ)
 
Первым встречает нас красный угол, главный угол дома, где находятся иконы, где семья хранит самое святое в доме.
Поэтому гости сначала кланялись углу, а потом здоровались с хозяевами. С красным углом связано и традиция почитания предков. На Беларуси поминали предков до 12 раз году, без получения их благославления не начиналось не одно важное дело, поэтому в красном углу хранили и громничную свечу, и первый-последний сноп, и дежу, возле красного угла благославляли детей, там вовремя праздников садились старшие члены семьи.
Белорусские дома – это экономичное и рациональное использование каждой части дома.
Дом состоял из трех частей, разделенных двумя балками. Пространство перед первой – это прихожая для гостей, между второй и первой – пространство, где живет семья, а после второй – это святое место.
Чаще всего на второй балке записывали имена умерших родственников.
Дарага хатка, дзе радзила матка.
Для человека было два мира – мир освоенный и мир другой. Зимой он ограничивался пределами дома, а летом расширялся до пределов двора. Окна и порог это были пограничными зонами между этими мирами, поэтому и говорят, что через порог передавать нельзя.
 
ЛЕГЕНАДА КАК БОГ ОКНА ЛЮДЯМ ДАЛ
 
В начале времени люди не знали как хату ставить. Поставили сруб, а как свет в дом пустить не знали, чтобы светло было. Жена солнце в дом решетом носита, а муж мешком. Шел мимо человек и спросил:
- Что вы делаете?
Д, поставили дом, но никак солнце не наносим, всё темно и темно.
-Что вы мне дадите за то. Что я вам солнце в дом пущу?
-Что захочешь, то и дадим.
Это был сам Бог. И он им говорит.
-Я ничего не хочу, только дайте мне слово, что каждую неделю будете принимать нищего, покормите и разрешите переночевать. Люди согласились. А Бог им окна прорезал, и стало видно в доме.
 
Напротив красного угла находилась печь – главное женское место, интимное место дома. Как у женщины таинственным образом рождается ребенок, так в печи готовится пища для семьи. Считалось, что женщине в этом деле помогают высшие силы и предки. Главным помощником был Домовик, хозяин дома. Он и за тестом присмотрит, и за огнём. Раньше огонь в печи не тушили, а сгребали и присыпали золой. Бережное отношение к огню было символом сохранения семейного очага. Из дома огонь выносили только два раза в год – в день весеннего и осеннего равноденствия. А благодаря горящим уголькам приглашали домовика в новый дом. Переезжал же он в новый дом с лапте с мусором.
Чаще всего этот человечек был похож на старшего хозяина в доме, любил порядок в доме и особенно ему нравилось, когда про него вспоминали в праздники и угощали, вообщем не забывали о нем.
Поэтому семья могла ничего не знать о богах, зато хорошо знала и общалась с домовиком.
Саму же печь считали живой, поэтому на ночь в ней оставляли полено и полный горшок, чтобы было что ей поесть и попить.  Это была главная кормилица и оберег дома, возле неё заключали договоры, под ней зимой жили куры, в ней лечили маленьких детей.
Казау бы, да печ у хаце
А когда молодая жена входила в дом, кланялась печи и прислонялась руками в знак породнения.
Была у женщины и подружка – дежа, в которой тесто месили, и где оно поднималось. От дежи зависило, будет ли в доме хлеб.
Если у дежи не получалось, выносили её на похвальной неделе (5я неделя после Пасхи) на звезды, чтобы похвалилась Богу, а он ей помог.
Мыли её только раз в год в чистый четверг, наряжали и выносили на улицу до восхода солнца, чтобы «поговела», «отдохнула», «исповедалась».
Участвовала она на почетных ролях и на свадьбе. На нее садили невесту и косы ей расплетали.
Заниматься выпечкой молодая жена начинала не сразу. «»замуж выйсци, трэба знать – позна легчы, а рана устаць».
Был у женщины и бабий угол с полочками для посуды и лавкой, прообраз нынешней кухни. Основной же посудой был глиняный горшок.
“Быў я на копцы, быў я на топцы, быў на скрыжалі, быў на пажары, на базары пастаяў — людзей карміць пачаў”.- процесс изготовления горшка.
 (“гладышы”, “збанкі”, “глякі”, “спарышы”), столовая посуда (“міскі”, “паўміскі”, “кубкі”),
Зимой женщина занималась ткачество, начинала это делать еще в шесть лет. Первое  сукно было грубым и неаккуратным, но его всё равно бережно складывали в сундук с приданным. И к замужеству полотно становилось все более тонким и ровным, а сундук тяжелел. Хорошим приданым считался сундук, который десять мужчин с трудом отрывали от земли.
Основным элементом орнамента был ромб, узоры из которых складывают фигуры женщины-берегини в разных образах - Коледа, приносящая богатство и изобилие земных благ, Масленица, Радуница, Жытняя Баба, Купалинка.
Основные цвета вышивки белорусов – красный, цвет огня и жизни, черный, цвет земли, васильковый, цвет неба, и белый, цвет свободы и здоровья.
Эти узоры были и оберегами, и историей рода, и украшениями, поэтому в дом новая хозяйка приходила со своим.
Украшали окна, пороги, красный угол рушниками.
Рушник сопровождал человека от рождения до самого ухода из жизни. Он был и оберегом, и украшением, и хранителем культуры и истории людей.
Ручники были разные: и божники, и крестильные, с венчальные, и свадебные, и хлебники, и для каждого праздника свой.
Ткали их только в пост – когда человек и духовно и физически чист. А в приданном у невесты должно было быть до 40 рушников. Края рушника украшали красным узором на белом фоне, а центр оставался чистым – как Божье благословление. Сам рушник похож на путь человек, его жизнь. Поэтому часто узор на рушниках рассказывал о роде, об основных занятиях белоруса. А хранилось тканое богатство в кубле. Сама хозяйка была знатной ткачихой. Сейчас её станок стоит в Ивенецком музей.
Хозяин дома был сапожником и мы немного прикоснемся к секретам мастерства сапожного дела.
Самой древней обувью белорусов были поршни (по-белорусски – ходаки). Из куска свиной коже, сложенной на носке и сморщенной с помощью веревки. Эта обувь надевалась на обвитые на ноге тканые полосы длиной 2 метра – волоки) и завязывалась веревками накрест. Позже появилась сшитая кожа с пришитой подметкой – коты – из телячих и коровьих шкур. Появилась затем и обувь с пришитым голенищем – сапоги. Первый каблук появился у наездников – для того. Чтобы не соскакивала нога со стремян. Затем каблук закрепился у военных при возрастающей роли пехоты.
Со временем стали делать кожу более мягкой, а подошву для прочности делали из нескольких слоёв, познее стали использовать прочную воловью кожу. Сшивали сначала нитками, потом деревянными гвоздиками, затем металлическими, утепляли войлоком, а онучи стали делать из меха.
Носили одинаковую обувь и женщины и мужчины, а до 19 века не было разделения на правую и левую ногу – обувь приобретала форму при носке.
Люди в деревнях часто носили и лапти, шитые из древесного лыка, по форме, напоминающие поршни. В белорусов было прямое плетение, носок и бока были слабо оформлены. В петли продевалась веревка, которая крепилась на ноге.
Плели чаще всего из липового лыка, березы, дуба. На пару лаптей обдирали 3-4 дереваа. Лыко размачивали, очищали от коры и резали на лент, и на специальной колодке из 4-5 лет начинали плести, испольуя крючок с ручкой, залитой оловом. Её подбивали плетение. Особое умение нужно было для плетения задника, где соединялись все лыки. Лапти были разные – будничные из широкого лыка, праздничные из вязового, отмоченного в горячей воде. Нарядные, имеющие красноватый цвет.
Для прочности стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой.
Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Занимались в основном старики
Торопясь и лаптя не сплетешь.
Носились они не долго. Летом – 4 дня, зимой –10.
В народе говорили – «в дорогу идти – пять пар сплести».
Чтобы поторопить кого-то говорим – шевели поршнями.
Поршни носили в основном горожане – лапти на деревянных мостовых быстро снашивались. Постепенно ушли жестские складки, мешавшие при ходьми, даже появились ажурные поршни. 
Интересные факты об обуви.
Раньше для лечения травмированной ноги делали специальный корсет на шнуровке, он ограничивал подвижность ноги, но был удобным, такой корсет стали называть кроссовсками и придумали новую обувь в спорте.
 
В 17 веке люди с высоким статусом носили обувь на высоком каблуке, которые красили в красный цвет. А для поддержания равновесия использовали трость.
 
На Курильских островах нашли склад левых сапог, которые носили японские солдаты. Основная цель такого отдельного хранения правого и левого сапога – защита от воровства.
Когав Америке ввели сухой закон, нелегальные торговцы придумали специальную обувь, чтобы запутывать свои следы. К обуви привязывали деревяшки, которые оставляли следы в виде коровьев копыт.
 
Иддейцы для получение непромокаемой обуви обмакивали ноги в сок особого растения, из которого получают сейчас каучук. Сок застывал и превращался в непромокаемые галоши.
Самое большое количество обуви было у кородевы Франции Марии – Антуанеты – для слуг были специальные книги с описанием к какому платью какие туфли подавать.
 
Большое уважение к семейному ладу, порядку к доме у белорусов в крови.
Лепш за маці сябра не знойдзеш.
Калі ў хаце ціха - не бярэ ліха.
Па гнязду відаць, якая птушка.
Беларусы умеют по пошутить 
Ёсць піражкі - будуць і дружкі
и меткое слово сказать, в трех словах может многое быть сказано:
«
Парожняя бочка звініць, а поўная маўчыць»
«Пляце праз дзявятае ў пятае»
Одним из качеств белорусов является трудолюбие и метким словцом на селе говорили:
Каб смачна пад’есці і хораша хадзіць, трэба многа рабіць.
Без працы няма чаго хлеба шукаці.
Найсмачнейшы хлеб ад сваёй працы .
На яду мастак, а на работу так-сяк.
 
Центром жилища был стол. “Стаіць сасна, на сасне лён, на льне жыта” — как много смысла заключено в этой народной загадке.   На столе всегда стоял завернутый в рушник хлеб, там готовили уроки дети, девушки с шитьём, а на обед собиралась вся семья.
Стол держался в чистоте, к праздникам выскабливался, а для гостей стелили скатерть.
Со столом связанны и обряды родин и венчания. Перед венчанием жених и невеста трижды обходили семейный стол.
Беларусы ели дружна, не драмали, нарэшце усе па скварцы брали.
Главные черты пищи белорусов – экономичность в расходовании продуктов и аккуратность.
Главное блюдо – хлеб. «Хлеб над усим пануе»
Каждый день готовили крупник (суп из крупы), верещака, зацирка, пячена (пшенная каша, заправленная жиром и запеченная), ржаные и картофельные блины, жаренное сало.
Заменителем хлеба часто становились «скавародники» - жаренные блины из кислого теста. Или драчены из теста на хлебном квасе, их часто брали собой в поле.
А главными блюдами из картофеля были – бабка, комы, дранники, запеканки.
В большом почете грибы и блюда из овощей – холодник, грыжанка из брюквы.
Зато на свадьбу готовили отварные или жаренные тушки поросят, птицы. Приправ добавляют мало, поэтому блюда в основном не острые.
 
У белорусов за порядком в лесу наблюдает Гаёвый дед, или Гаюн, который охраняет красоту нетронутых мест и следит за лесорубами. Деревья для строительства хаты не заготавливали без разрешения Гаёвого деда. Срубленное без его разрешения дерево не было долговечным и прочным. Для этого Гаевику оставляли в лесу гостинец со словами: «Принес еды Гаёвому деду. Или сам съешь, или внучкам отдай». Внучки Гаёвого деда — Гаёвки — молодые, игривые девушки. Они любят все живое. И лось, и маленькая птичка, если заболеют или поранятся, обращаются к Гаёвкам за помощью, потому что знают: они залечат раны, выходят их.
 
СЦЕНКА
 
Ну я, стары? Дапамог табе сусед канём?
Нее. Ягоная дачка дзiця нарадзiла, трэба …
Можа тады Яську спытаем.
Купиу не купiу, а патаргавацца можна. Паглядзiм на чым свiння хвост носiць.
Пераначуем – болей пачуем.
Дзе госць, там i Бог ёсць.
Сядай-сядай.
Няма лепшай рэчы як на сваей печы.
Дзе пьюць, там и льюць.
Памалу едучы, далей будеш.
Частуйся, калi ласка.
Не тая гаспадыня, што збярэ гаспадарку, а тая, што утрымае.
Чалавек ёсць хлеб траякi – белы, чорны и нiякi.

Выполнено: Центий Елена

Размещено: 13.03.2015

Теги:

Оставить комментарий:

Ваше имя:

        


Введите цифры на картинке: